Отчеты о путешествиях по Байкалу и не только ...
Кругобайкальская железная дорога — место уникальное не только на Байкале, но и, пожалуй, во всем мире. По количеству разного рода работ, приходящихся на 1 км пути, по трудности их выполнения и стоимости, Кругобайкальская дорога превзошла все построенные рельсовые пути в мире и по праву считается одной из красивейших среди железных дорог мира.
Это место, где на обрывистых склонах восточного Байкальского побережья удивительным образом слились воедино удивительная архитектура с мощными скалами. Склоны, обращенные к Байкалу, во многих местах очень круты, прорезаны узкими, но глубокими долинами, иногда почти вертикально вздымаются над озером.
Кругобайкальская железная дорога является уникальным памятником инженерного мастрества.
Немного истории:
17 мая 1891 г. царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали.
Строили её, в основном, сосланные в Сибирь каторжники. Всего было задействовано около 15 000 человек, работавших по 14-16 часов в сутки. Часто происходили несчастные случаи, за год погибало до 100 человек, основными причинами высокой смертности были цинга и травматизм. Именно поэтому этот участок называют «дорога на костях».
Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с использованием взрывчатки. Суточная скорость продвижения составляла 40-50 см. По вольному найму работали специалисты по кладке камня из Италии и Албании, использующие в строительстве элементы циклопической кладки, при которой камень ставится без связывающего раствора, путем подбора по форме.
На каждый километр пути в среднем израсходовано по одному вагону взрывчатки и произведено земляных работ по объему, равному вместимости примерно 400 вагонов, что сравнимо с объемом работ на строительстве Суэцкого канала.
За период строительства этого участка транссибирской железной дороги (от Култука до порта Байкал) строители возвели 41 тоннель. Из них 40 сохранилось. Общая протяжённость тоннелей около девяти с половиной километров. Было построено 15 каменных галерей и 3 железобетонных. Через реки, ручьи, пади, ложбины, бухты озера Байкал было переброшено около 470 больших и малых мостов и 6 виадуков. Для защиты пути построили около 270 различных укреплений: подпорных стенок, мощений и прочих. Было построено 18 каменных труб и лотков. По некоторым подсчётам на каждые 100 метров пути на Кругобайкальской железной дороге приходится одно инженерно-техническое сооружение.
По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России. До революции этот короткий участок пути называли "Золотой пряжкой стального пояса России", пряжкой — потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой — потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.
Однако не только огромными капиталовложениями славится легендарная магистраль. Сегодня это, пожалуй, одна из самых красивых железных дорог в мире. Отовсюду приезжают сюда тысячи туристов, желающих убедиться в этом. После строительства в 1958 году Иркутской ГЭС часть участка КБЖД (от Иркутска до порта Байкала)была затоплена и участок стал тупиковым.
Познакомиться с КБЖД можно по-разному:
1. Можно пройти ее пешком, некоторую часть, либо всю, от начала до конца. Это самый радикальный способ познакомиться с природой, Байкалом и самой легендарной железной дорогой России. Такой вариант выбирают путешественники, которые хотят вдали от туристических групп насладиться природой и незабываемыми пейзажами Священного моря.
Учитывая общую протяженность дороги — 84 км — для пешего неспешного маршрута необходимо выделить как минимум 4 дня. Учитывая большое количество пикниковых и кемпинговых зон с местами для палаток и готовыми деревянными столиками через каждые 5 км прямо возле озера, комфорт передвижения гарантирован.
Наиболее интересный участок ост. Старая Ангасолка - порт. Байкал.
На основных станциях (через 10-15 км) найдутся сельские магазины, где можно будет подкупить провиант (молочные продукты, свежий хлеб, овощи).
Тем не менее для этого варианта надо обязательно иметь с собой палатку, спальник, налобный фонарик с запасными батарейками, трекинговую обувь, средство от клещей (в период клещевой активности с мая по июль), одежду для дождя.
При пешем маршруте всегда можно сойти с дистанции и доехать до любой конечной станции на проезжающей по КБЖД местной электричке — «матане», которая идет со средней скоростью 15-20 км/ч и преодолевает расстояние в 84 км за 6-7 часов со многими остановками «по требованию». Расписание движения «матани» можно узнать по телефону ж/д вокзала Иркутск-Пассажирский, или у местных жителей, для которых электричка — единственный способ связаться с «большой землей».
2. Проехать по КБЖД на экскурсионном электропоезде повышенной комфортности (Кругобайкальский экспресс) с остановками и осмотром основных достопримечательностей КБЖД. Электропоезд отправляется утром из Иркутска до станции Слюдянка, откуда и начинается основной маршрут по КБЖД до конечной станции порт Байкал и далее, перебравшись на пароме через Ангару, автобус к вечеру привозит туристов обратно в г.Иркутск.
Экскурсия проходит круглогодично, занимает полный световой день и насыщена осмотром достопримечательностей с остановками и стоянками поезда через каждые 15-20 км.
3. На пике популярности у туристов вот уже в течение двух лет является водная экскурсия вдоль Кругобайкальской железной дороги.
Водную экскурсию обслуживает теплоход на воздушной подушке «Баргузин».
В двух местах — на мысе Половинный и мысе Толстый теплоход осуществляет остановки с возможностью осмотра достопримечательностей. К вечеру теплоход тем же маршрутом возвращается в Иркутск. Минус такого путешествия — ограниченное количество мест остановок, возможность проведения только в летнее время и необходимость заказывать билеты за 2 недели в связи с высоким спросом.
4. В зимнее время вдоль всей КБЖД проложен зимник (автомобильная дорога) по льду озера вдоль берега. Поэтому добраться до КБЖД и проехать вдоль нее в обе стороны не составит большого труда. Единственное условие — необходимо знать правила езды по зимнику и не съезжать с проторенных мест, отмеченных специальными вешками. Помните о том, что на Байкале ежегодно тонет около 70 автомобилей.
Интересные объекты:
1. Знакомство с КБЖД обычно начинается в Слюдянке, небольшой город на южной оконечности Байкала. Именно здесь находится единственное каменное здание станции, построенное из белого и розового мрамора.
2. 149 км. Старая Ангасолка. Очень интересна станция Старая Ангасолка. После этой станции начинается наиболее насыщенный архитектурными и инженерными объектами участок дороги. Каменный арочный виадук «Ангасольский» поражает своей красотой и мощью. Здесь же находится музей известного на весь мир художника, путешественника, писателя, философа — Николая Константиновича Рериха. Музей располагается в доме, где 1926 году останавливалась семья Рерихов.
3. Далее — Шабартуйский комплекс искусственных сооружений. Это железный мост первого пути «езда по верху». Между каменными опорами - пролеты в 20 саженей. Кроме этого моста, здесь имеется железобетонный виадук, двухпролетный, арочного типа.
4. 123 км. Киркирей
Самое восхитительное и загадочное место — комплекс «Киркирейский». В этом месте строителем пришлось много потрудиться. Неукротимый характер реки Киркирей, а также горные обвалы, которые постоянно происходят в этих местах, вынудили строителей во второй строительный период пробивать параллельно тоннелю №18 еще один — № 18, а также построить водоотвод прямо над тоннелем. В 1904 году именно здесь были замкнуты в единую цепь Восток и Запад России. В присутствии министра путей сообщения был забит последний костыль на участке КБЖД.
5. 109 км. Станция Половинная
Одно из мест отдыха, которые больше всего любят туристы — падь Половинная. Живописная долина реки Половинная расположена между мысом Половинный и Чайкиным утесом. В этих местах проходит два тоннеля — самый длинный (778 метров) и самый короткий. За тоннелем со стороны Байкала есть несколько укромных бухт с уютными песчаными пляжами, которые отлично подходят для купания. На станции находится памятный паровоз времен строительства дороги. Этот паровоз был произведен в США по заказу СССР, а теперь любой желающий может забраться внутрь и прикоснуться к истории.
6. 02 км. Итальянская стенка
И, наконец, одно из самых красивых мест КБЖД — подпорная стенка «Итальянская». Такое название она получила из-за того, что ее арки очень напоминают итальянскую архитектуру. Неподалеку находится галерея № 7 «Большая Шумихинская». Ее построили для того, чтобы защитить дорогу от камнепада.
Независимо от выбора направления пешего движения по КБЖД открывающиеся пейзажи Байкала одновременно с красотой уникальных сооружений, сделанных руками человека, производят на любого путешественника неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Автор: fanatbaikala
без осадков
ветер В 1 м/c